Вторник, 23.04.2024, 17:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Ссылки
Форма входа
Категории раздела
Общее [7]
Методика преподавания информатики [4]
Методика преподавания математики [1]
Методика преподавания физики [0]
Методика преподавания иностранных языков [0]
Системы дистанционного обучения [0]
Методика преподавания черчения [1]
Поиск
Статистика
Методика дистанционного обучения
Главная » Статьи » Методика преподавания информатики

Методика дистанционного изучения информатики студентами экономических специальностей

Подготовка специалистов экономико-управленческих специальностей является актуальной задачей. Требования рынка труда приводят к значительным трансформационным процессам, которые подразумевают сокращение срока обучения и уплотнение информационного материала.

На сегодняшний день организация обучения (последовательность формирования умений и навыков) одинакова для студентов очной и заочной форм обучения. Причём, первые постоянно взаимодействуют с преподавателем и приобретают знания, умения и навыки с погружением в учебный предмет, что, тем самым, обуславливает высокую эффективность процесса обучения по сравнению со студентами-заочниками. Предлагаемая автором методика направлена на выравнивание академических показателей студентов очной и заочной (дистанционной) форм обучения.

Одними из важнейших компетенций будущего специалиста экономической сферы, которыми тот должен обладать после обучения являются:

  • планировать производство;
  • систематизировать статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности организации (предприятия) и его подразделений;
  • уметь создавать и поддерживать в актуальном состоянии информационно-аналитическую базу организации (предприятия) с использованием современных средств и методов обработки данных;
  • осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям;
  • применять методы анализа и организации внедрения инноваций;
  • использовать компьютерные информационные технологии в процессе трудовой деятельности [6].

Перечисленные компетенции подразумевают непосредственное использование специалистом компьютерных информационных технологий при управлении предприятием аграрного профиля. В связи с этим Образовательным стандартом предусмотрено изучение курса «Компьютерные информационные технологии» студентами экономико-управленческих специальностей в рамках цикла естественно-научных дисциплин в объёме 268 учебных часов.

Особенностью указанной учебной дисциплины является то обстоятельство, что предмет курса заключается в формировании умений организации хранения и обработки данных, а персональный компьютер исполняет роль средства реализации практических навыков.

Сегодня все пособия по указанному разделу строятся по классической структуре базы данных (БД), а именно: обучение работе с объектами БД начинается с таблиц. При этом рассматриваются все режимы создания таблиц, выбор их ключей, организация связей между ними. Затем глубоко изучается процесс создания всевозможных запросов: простые запросы, с условием отбора, параметрические, с вычислением и прочие. После чего проводится масштабная работа по созданию различных форм, и только после этого – создание отчётов [3, 5, 1].

Такой подход вполне закономерен и логичен, если обучаемые обладают хорошим абстрактным мышлением. Для студентов экономических специальностей с целью поддержания познавательного интереса к изучаемому предмету весьма полезным будет решение практических задач по каждой порции материала из области профессиональной деятельности.

Последнее было учтено авторами при разработке методики дистанционного обучения в рамках учебного курса «Компьютерные информационные технологии» (рассчитанного на 3 семестра) и, в частности, раздела «Технологии баз данных и знаний» (семестр 2) [2], определённого образовательными стандартами [6] и типовой программой.

Авторская методика предполагает, что вначале необходимо создать 2 несложные таблицы, организовать между ними связи и показать возможности применения выполненной работы на примере создания нескольких простых запросов. После чего студенты выполняют редактирование таблицы и снова выполняют эти же запросы и получают уже иной результат. Следующее занятие посвящается добавление в БД ещё одной таблицы (расширение исходных данных), а так же созданию более сложных запросов и пользовательских форм, что позволит расширить спектр решаемых практических задач.

Таким образом, процесс обучения идёт как бы по конической спирали (рисунок 1), на каждом витке которой студент повторяет уже изученный материал, углубляет его и изучает новое.


Рисунок 1 – Графическое изображение методики дистанционного изучения курса «Компьютерные информационные технологии»

Сущностью методики дистанционного изучения информатики заключается в реорганизации учебного материала таким образом, что бы в рамках отдельного взятого занятия, включающего в себя теоретический и практический материал, имело место формирование умений и навыков у студентов по решению ограниченной области решения задач, которые в последующем приобретут статус отдельной элементарной, задачи цельного проекта по организации, хранению и обработки экономической информации. Символом Δ обозначено приращение спектра решаемых типовых задач. Особенностью методики является нацеленность на формирование промежуточного практического результата в рамках каждого отдельного занятия и поддержания познавательного интереса при изучении дисциплины.

Для эффективного становления профессиональных компетенций в области компьютерных информационных технологий студентов экономико-управленческих специальностей очной формы обучения необходимо создать следующие условия:

  • организационные: сочетание аудиторных занятий классно-урочной системы с возможностью организации самостоятельной работы под руководством преподавателя по индивидуальному графику работы;
  • содержательные: формирование содержания учебной дисциплины, теоретических и методических материалов с возможностью контроля знаний, умений и навыков, а так же регулярного взаимодействия преподавателей и студентов;

Организационные и содержательные условия были апробированы с помощью специально подготовленного комплекта, включающего в себя учебно-методический материал, набор тестовых и практических заданий, а также заданий для индивидуального выполнения.

Экспериментальные исследования проводились со студентами 1-го курса Белорусского государственного аграрного технического университета и Белорусского государственного экономического университета. В общей сложности в эксперименте приняли участие 259 человек.

Описание эксперимента. Студенты очной формы обучения контрольных групп изучали предмет «Компьютерные информационные технологии» по традиционной методике, т.е. на лабораторных занятиях использовались традиционные методические пособия, построенные на основе принципа постоянного взаимодействия преподавателя и студентов. Студенты экспериментальных групп выполняли лабораторные работы по предлагаемым методическим пособиям и выполняли разноуровневые индивидуальные практические задания.

Каждое из экспериментальных исследований состояло из трёх этапов:

  1. подготовительный – изучение участников эксперимента, разработка и представление учебно-методических и контролирующих материалов, проведение входного контроля;
  2. формирующий – организация и сопровождение процесса обучения в контрольных и экспериментальных группах;
  3. обобщающий – анализ результатов учебной деятельности студентов, обощение.

Обработка статистических данных результатов учебной деятельности студентов контрольных и экспериментальных групп осуществлялась методом критерия однородности χ2 по формуле (1).

,                         (1)
 

где L – число баллов в используемой шкале оценивания;

N и M – количество студентов контрольной и экспериментальной групп соответственно;

n=(n1, n2, … nL), m=(m1, m2, … mL) – вектора баллов контрольной и экспериментальной групп;

nk и mk – число членов контрольной и экспериментальной групп, получивших k-ый балл [4].

Экперимент 1. В исследовании принимали участие студенты 5 групп первого курса специальностей 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» и 1-26 02 02 «Менеджмент» факультета Предпринимательства и управления БГАТУ. Сроки проведения – второй семестр 2009/2010 учебного года, изучаемый предмет – «Компьютерные информационные технологии», раздел 2 «Технологии баз данных и знаний».

Во всех группах был единый лектор, лабораторные занятия в контрольных и экспериментальных подгруппах за персональными компьютерами проводили ассистенты по традиционным и предлагаемым методическим указаниям.

Распределение студентов на контрольные и экспериментальные группы осуществлялось случайным образом (52 и 44 человека соответственно).

Входной контроль был осуществлён посредством тестирования остаточных знаний, полученных при изучении курса «Компьютерные информационные технологии» в первом семестре (принималась во внимание оценка за первую попытку). В процессе обучения осуществлялся текущий контроль по каждому модулю. Выходной контроль был осуществлён посредством итогового контрольного практического задания по вариантам в контрольных и экспериментальных группах. На рисунках 2а и 2б представлены результаты входного и выходного контроля знаний в контрольных и экспериментальных группах.

Рисунок 2а – Результаты входного контроля

Рисунок 2б – Результаты выходного контроля

После статистической обработки полученных результатов методом критерия однородности χ2 получены результаты:

  • при сравнении результатов входного контроля Ω2эмп=13,907519, что больше критического значения Ω20,05=5,99 с уровнем значимости 0,05;
  • при сравнении результатов выходного контроля Ω2эмп=2,380343, что меньше критического значения Ω20,05=5,99 с уровнем значимости 0,05.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что уровень подготовки студентов при входном тестировании контрольных и экспериментальных групп различен, а при выходном контроле – одинаков. Средний бал при входном контроле составляет 57.2% в контрольных группах и 50.9% в экспериментальных. Если учесть, что различия контрольных и экспериментальных групп заключается лишь в содержательной и технологической части учебного процесса, то повышение уровня успеваемости студентов экспериментальных групп объясняется применением различных методик обучения.

Эксперимент 2. В исследовании принимали участие студенты 6 групп первого курса специальностей 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» факультета Менеджмента, 1-25 01 13 «Экономика и управление туристской индустрией» факультета Высшей школы туризма и 1-26 02 03 «Маркетинг» факультета Маркетинга БГЭУ. Сроки проведения – второй семестр 2009/2010 учебного года, изучаемый предмет – «Компьютерные информационные технологии», раздел 2 «Технологии баз данных и знаний».

Во всех группах был единый лектор (по потокам), лабораторные занятия в контрольных и экспериментальных подгруппах за персональными компьютерами проводили ассистенты по традиционным и предлагаемым методическим указаниям.

Распределение студентов на контрольные и экспериментальные группы осуществлялось случайным образом (90 и 73 человека соответственно).

Входной контроль был осуществлён посредством рейтинговых оценок остаточных знаний, полученных при изучении курса «Компьютерные информационные технологии» в первом семестре. В процессе обучения осуществлялся текущий контроль по каждому модулю. Выходной контроль был осуществлён посредством итоговой экзаменационной оценки в контрольных и экспериментальных группах. На рисунках 3а и 3б представлены результаты входного и выходного контроля знаний в контрольных и экспериментальных группах.

Рисунок 3а – Результаты входного контроля

Рисунок 3б – Результаты выходного контроля

После статистической обработки полученных результатов методом критерия однородности χ2 получены результаты:

  • при сравнении результатов входного контроля Ω2эмп= 4,636737, что меньше критического значения Ω20,05=5,99 с уровнем значимости 0,05;
  • при сравнении результатов выходного контроля Ω2эмп= 7,940397, что больше критического значения Ω20,05=5,99 с уровнем значимости 0,05.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что уровень подготовки студентов при входном тестировании контрольных и экспериментальных групп одинаков, а при выходном контроле – различен. Если учесть, что различия контрольных и экспериментальных групп заключается лишь в содержательной и технологической части учебного процесса, то повышение уровня успеваемости студентов экспериментальных групп объясняется применением различных методик обучения.

Как показал опыт работы при использовании методики спирального обучения в процессе подготовки студентов экономических специальностей – результат постижения основ работы с СУБД лучше, т.е. оценки учащихся в экспериментальных группах выше, о чём говорит проведённый статистических анализ.

Литература

  1. Бородина, А.И. Access – для самостоятельного освоения: учебно-методическое пособие по курсу «Технология организации, хранения и обработки данных» для студентов дневной и заочной форм обучения / А.И. Бородина, Л.И. Крошинская, Е.Н. Лядинская. Мн.: БИП-С, 2002. – 136 с.
  2. Гриневич, Е.А. Методика управления процессом дистанционного обучения информатике студентов. / Е.А. Гриневич, // Кiраванне у адукацыi – 2010. - №5. – С. 35-43
  3. Ероховец Т.В. Технологии баз данных: методические указания и задания к правтическим занятиям для студентов экономических специальностей / Т.В. Ероховец. Мн.: БГАТУ, 2008. – 79 с.
  4. Новиков, А.М. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / А.М. Новиков. – М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
  5. Оскерко, В.С. Практикум по технологиям баз данных: учебное пособие / В.С. Оскерко, З.В. Пунчик. Мн.: БГЭУ, 2004. – 170 с.
  6. ОСРБ 1-25 01 07-2008. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии. Квалификация Экономист-менеджер. – Введ. 01.09.2008. – 35 с.
     
Категория: Методика преподавания информатики | Добавил: grinevichea (11.04.2011) E
Просмотров: 1910 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024