Пятница, 24.11.2017, 11:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Ссылки
Форма входа
Категории раздела
Общее [7]
Методика преподавания информатики [4]
Методика преподавания математики [1]
Методика преподавания физики [0]
Методика преподавания иностранных языков [0]
Системы дистанционного обучения [0]
Методика преподавания черчения [1]
Поиск
Статистика
Методика дистанционного обучения
Главная » Статьи » Общее

Дистанционное обучение: технология, форма или метод
Современный этап развития общества позволяет подойти к повышению эффективности деятельности человека во всех сферах его общественной жизни, в том числе и в подготовке кадров, с позиций новейших, созданных передовой научной мыслью технологий и форм, реализуемых различными средствами. Особая роль принадлежит здесь современной компьютерной технике, которая применяется в процессе подготовки специалистов различного уровня и направлений деятельности. В высшей школе компьютерная техника заняла прочное место как средство обучения: при увеличении степени наглядности лекционного материала, выработки умений и навыков на лабораторно-практических занятиях, проведении объективного контроля знаний студентов, а так же как средство повышения уровня автоматизации процесса обучения в целом. Новые технические средства дистанционного обучения и их интерактивные возможности привнесли много споров о термине «дистанционная технология обучения». В течение последнего десятилетия увлечение новомодными техническими средствами обучения приобрело массовый характер, что привело к отсутствию единого понимания базовых терминов, напрямую или косвенно связанных с дистанционным обучением.
Эволюция педагогической мысли привела к множеству определений технологии обучения. Одним из первых учёных на постсоветском пространстве занимающихся осмыслением педагогических технологий является В.П. Беспалько, который понимает технологию обучения как «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов». [2] В настоящее время учёные расчленяют понятие «технологии» на более конкретные элементы. Монахов В.М. [9, с. 9-10] приводит наиболее распространённые из них, где технология понимается как:
  • деятельность по организации и изменению другой деятельности;
  • деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности;
  • элемент механизма управления, способствующий достижению поставленной цели;
  • способ расчленения сложного процесса в систему его последовательных, взаимосвязанных процедур и операций;
  • соотношение и взаимоувязка цели, средства и результата профессиональной деятельности;
  • система процедур педагогических воздействий, обеспечивающих достижение оптимальных результатов;
  • система научных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный человеческий замысел, моделируя определённые дидактические условия, средства и способы.
Приведённые выше примеры освещают отдельные стороны, и каждый взятый в отдельности не способен раскрыть сущность понятия. Схожи они в одном: технология обучения – это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач» или «планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса» [11, с. 407].
Из этого следует, что некая деятельность педагога будет иметь право называться технологией только в том случае, когда эту деятельность можно теоретически разделить на составные элементы, реализующиеся в определённой последовательности. Причём, ни содержание, ни порядок и последовательность не могут быть произвольно установлены, так как деятельность по достижению определённых педагогических целей имеет свою динамику и логику развития и функционирования. Такое представление о технологии даёт следующие преимущества:
  • возможность разработки различных выверенных алгоритмов специалистами, имеющие высокий уровень подготовки и большой опыт работы;
  • возможность свободного выбора использования конкретной технологии для решения конкретных педагогических задач.
Применительно к дистанционному обучению (когда преподаватель и студент разделены расстоянием) технология обучения, как любая педагогическая технология, является составной частью общего педагогического процесса. Однако на сегодняшний день не имеет конкретного определения, а отождествляется с одним из элементов системы дистанционного обучения: форма, средство или метод.
Форма обучения как дидактическая категория означает внешний вид, наружное очертание. В контексте дидактики можно утверждать, что форма обучения «…обозначает внешнюю сторону организации учебной работы» [13, с. 125], характер которой обусловлен содержанием, методами, средствами, приёмами и видами деятельности преподавателя и учащихся. Такой ансамбль компонентов позволяет осуществить процесс взаимодействия преподавателя и студента на субъект-субъектном уровне. Следовательно, форму обучения можно понимать как систему элементов, определяющих совместную работу субъектов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности преподавателя и самостоятельной познавательной деятельности студента по усвоению учебного материала и способов деятельности. Данное определение охватывает широкую область способов реализации процесса обучения и вариации методов, средств и приёмов взаимодействия преподавателя и студента, а так же зависит от конкретной ситуации и педагогических целей.
На сегодняшний день существуют две классические формы обучения:
  • Очная форма обучения. Обучение обычно осуществляется с отрывом от производства с акцентом на аудиторные занятия. Преимущества такой формы обучения состоит в тесном контакте преподавателя и студента и максимальном объёме взаимодействия всех участников педагогического процесса. 
  • Заочная форма обучения. При применении этой формы обучения количество контактов преподавателя и студента резко снижается, доминируют самостоятельные формы работы учащихся, присутствует в основном рубежный и выпускной контроль, преимущество – обучение происходит без отрыва от производства.
Развитие современных информационных и коммуникационных технологий привело к модификации этих двух форм обучения и усилению дистанционной формы организации педагогического процесса. Дистанционное (distance – удалённое англ.) обучение в высшей школе развивалось по двум противоположным направлениям: американская и британская модели обучения. [10]
Американская школа дистанционного обучения (синхронная) – аналог очной формы обучения, с той лишь разницей, что педагогический процесс организуется в виде частых периодических контактов между преподавателем и студентом на некотором расстоянии между ними в режиме On-line с использованием сетевых информационных технологий.
На сегодняшний день наряду с традиционным способом приобретения знаний дистанционное образование в США используется повсеместно и с различными целями – от подготовительных курсов к поступлению в колледж или университет до получения учёной степени или повышения квалификации. Обучение происходит с использованием раздаточного материала (в печатном или электронном виде). Всю необходимую информацию, задания к выполнению лабораторных и практических работ, формы контроля знаний студент получает из Internet с соответствующей Web-страницы. Преподаватель через определённые промежутки времени проводит On-line лекцию (через чат или системы видеоконференции). Достоинства такой системы несомненны: широкое общение в студенческой среде, компьютерная обработка результатов обучения. [7]
Британская модель дистанционного обучения (асинхронная) – взаимодействие субъектов педагогического процесса происходит периодически, но с большими промежутками времени (до полугода). Студенты, так же как и в американской модели могут приобрести всю необходимую информацию через сеть Internet на сайте университета, но контакты с преподавателями чаще осуществляются в режиме Off-line через форум либо электронную почту.
Эта модель обучения, разработанная в Открытом университете Великобритании, понимается как форма заочного обучения с помощью информационных и сетевых технологий и ориентирована на людей с высоким уровнем самоорганизации. Качество образования при использовании данной модели обеспечивается:
  • комплектами раздаточного материала, разработанными преподавателями и необходимого для самообучения;
  • организацией системы педагогической поддержки студентов;
  • системой аттестации и централизованного мониторинга качества обучения.
Сопоставив две классические формы обучения (очная и заочная), можно сделать вывод, что слово «дистанционное» применительно к обучению употребляется в двух значениях:
  • очное обучение с использованием информационных средств коммуникаций, при котором имеет место опосредованное взаимодействие субъектов процесса обучения (американская модель дистанционного обучения);
  • самостоятельное (корреспондентное) обучение, на основе ранее подготовленных учебных материалов (британская модель дистанционного обучения).
И в том, и в другом случаях термин «дистанционное обучение» указывает на территориальное удаление между преподавателем и слушателем, но предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Эта концептуальная основа любой формы обучения, как очной, так и заочной, дистанционной. Это означает, что содержание обучения, динамика и логика педагогического процесса должны быть адекватны поставленным целям и задачам обучения.
Следовательно, понятие «технология дистанционного обучения» можно определить как внешнюю сторону организации процесса обучения, реализуемую при помощи совокупности организационных средств, которые обеспечивают взаимодействие территориально удалённых друг от друга субъектов процесса обучения.
Существует достаточно много средств организации дистанционного процесса обучения, когда преподаватель и студент разделены расстоянием:
  1. ТВ-технология базируется на использовании систем телевизионного вещания для обучения слушателей. Возможно использование спутниковых систем вещания для организации телемостов. Такая технология обладает высокой степень наглядности и обеспечивает широкую охват аудитории, но с другой стороны из-за сиюминутности вещания не может обеспечить доступность информации в виде графиков, диаграмм, таблиц и т.д.
  2. Кейс-технология основана на распространении и использовании в процессе самообучения учебно-методических наборов (кейсов) – текстовых, аудиальных и визуальных материалов на различных типах носителей информации. Достоинства определяются простотой и удобством использования. Недостатки заключаются в том, что студент лишается общения с преподавателем, поэтому необходима организация дополнительных консультаций.
  3. Сетевые технологии с одной стороны базируются на использовании информационных и коммуникационных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и организации целостного процесса обучения с различной степенью интерактивности. На сегодняшний день технологии дистанционного обучения, базирующиеся на использовании компьютерных сетей и различного рода программного обеспечения, приобрели наибольшую популярность в связи со сравнительно невысокой стоимостью и доступностью. [6, с. 185-186] С другой стороны, сетевые технологии являются производной от ТВ-технологии и Кейс-технологии. При наличии специального оборудования (персональных компьютеров, web-камер и других технических средств) и программного обеспечения возможна организация телеконференций (лекций, семинаров) преподавателя и слушателя в режиме on-line либо пересылка учебных заранее подготовленных печатных, аудио- или видеоматериалов, общение через форумы или по электронной почте в режиме off-line. В процессе непрерывного обучения преподаватель варьирует способами и методами предоставления учебной информации, руководствуясь поставленными и жёстко определёнными педагогическими целями.
Методы дистанционного обучения, как неотъемлемые части любой педагогической технологии, приобретают особое значение и специфику в условиях большой доли самостоятельной работы студентов. С другой стороны, методы обучения проявляются в диалектическом единстве методов преподавания (системы приёмов и соответствующих им правил реализации педагогической деятельности) и методов учения (системы приёмов и правил учебной деятельности студента). [11, с. 270] Такой дуалистических подход к выбору методов дистанционного обучения позволяет существенно повысить эффективность преподнесения педагогом учебного материала и восприятием его учащимся.
В системе общедидактических методов выделены две группы методов: репродуктивные (информационно-рецептивный, репродуктивный) и продуктивные (метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский методы). Следует отметить, что при отсутствии постоянного очного контакта с руководителем достаточно сложно использовать в процессе дистанционного обучения продуктивные методы, поэтому большое распространение получили репродуктивные. [3, с. 35] Несомненно, репродуктивные методы (например, метод обучения «Делай как я») обладают весомым преимуществом: результат работы студента легко проверяем – преподавателю достаточно сравнить его с образцом. Но постоянное использование таких методов ведёт к снижению профессиональной компетентности будущего работника. Для повышения эффективности процесса дистанционного обучения применяют следующие специфические методы, предполагающие использование коммуникационных средств:
  • метод логического структурирования материала как способ алгоритмизации учебной информации;
  • метод выделения ведущих дидактических единиц как способ актуализации и дифференциации учебной информации;
  • метод аналитического обсуждения учебой информации как способ выявления сущности изучаемого явления, причинно-следственных связей, характеризующих развитие предмета познания;
  • метод оценки полученной информации как способ актуализации их значимости для профессионального и личностного развития. [14]
Методы обучения применяются в единстве с определёнными средствами обучения. Под общедидактическими средствами чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства, т.е. предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующие на органы чувств учащихся и облегчающие им непосредственное восприятие информации. В процессе дистанционного обучения могут использоваться следующие методические средства обучения:
  • печатная литература (твёрдые копии на бумажных носителях или в электронном варианте);
  • компьютерные обучающие программы и тренажёры;
  • аудио и видео учебно-информационные материалы;
  • лабораторные дистанционные практикумы;
  • электронные базы данных и базы знаний;
  • библиотеки и словари с удалённым доступом;
  • средства обучения на основе виртуальной реальности. [4]
Методические материалы, используемы при дистанционном обучении (как материальные, так и электронные), становятся ценным элементом процесса обучения лишь в том случае, когда они используются наряду с остальными компонентами этого процесса и подбираются в соответствии с определёнными целями и методами учебной работы.
Всё вышеизложенное даёт основание утверждать, что дистанционное обучение можно трактовать как форму, технологию или метод обучения. Но такие трактовки не отображают специфических особенностей организации дистанционного процесса обучения. Дистанционное обучение представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия субъектов обучения между собой с помощью компьютерных и коммуникационных технологий, что наделяет процесс обучения индифферентностью к пространственному расположению студента и преподавателя. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются технологии, методы, формы, средства обучения.
Список использованных источников:
  1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М.: Полит. издат., 1977. – 384 с.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
  3. Ганчарик Л.П. Методология дистанционного обучения. Учебное пособие. – Мн.: ред.-изд. Центр Академии управления при Презеденте Республики Беларусь, 2002. – 164 с.
  4. Гриневич Е.А. Дистанционное обучение студентов экономических специальностей через сеть Интернет // Научно-инновационная деятельность и предпринимательство в АПК: проблемы эффективности и управления: сборник научных статей 2-й Междунар.-практич. конф., Минск, 17-18 мая 2007г. В 2 ч. Ч. 2 / редкол. Г.И. Гануш [и др.]. – Минск, 2007. – с. 134-137
  5. Дидактика средней школы./Под ред. М.Н.Скаткина.-М., 1982.
  6. Дорожко И.В., Кочуров В.А., Кулаков В.Н., Стасюлевич В.А. Технологические платформы дистанционного обучения для повышения квалификации и переподготовки кадров // c.184-187
  7. Капранова В.А., Тавгень И.А. Дистанционное обучение в США: опыт и перспективы// Народная асвета. – 2002. - №2. – с. 70-73.
  8. Марков М. Технология и эффективность социального управления: Пер. с болг./ под ред. и с предисл. Т.В. Керимовой. – М.: Прогресс, 1982. – 267 с.
  9. Монахов В.М., Монахов Н.В. Технологизация школьного образования: генезис и семантический анализ категории «педагогическая технология» //Матэматыка. Праблемы выкладання. – 2006. - №2. с. 3-12. 
  10. Панарина Н.А. Дистанционное обучение: к вопросу об основных понятиях // Социс: Социол. Исслед.. – 2004 - №4. – с. 116-120
  11. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
  12. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс: учебное пособие для ВУЗов / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.:Юрайт, 2003. – 527 с.
  13. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.: Высшая школа, 2004. – 272с.
  14. Джусубалиева Д.М. Формирование информационной культуры студента в условиях дистанционного обучения. Дис. док. пед. наук. – Алматы, 1997. – 222 с.
  15. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. – М., МЭСИ, 1999. – 120 с.
Категория: Общее | Добавил: grinevichea (02.12.2010) E
Просмотров: 5042 | Теги: метод дистанционного обучения, форма дистанционного обучения, технология дистанционного обучения, дистанционное обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2017