Пятница, 24.11.2017, 11:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Ссылки
Форма входа
Категории раздела
Общее [7]
Методика преподавания информатики [4]
Методика преподавания математики [1]
Методика преподавания физики [0]
Методика преподавания иностранных языков [0]
Системы дистанционного обучения [0]
Методика преподавания черчения [1]
Поиск
Статистика
Методика дистанционного обучения
Главная » Статьи » Общее

Приёмы организации познавательной деятельности с применением учебных методических комплексов
Первое, что определяет эффективность учебного методического комплекса (УМК), применяемого при дистанционном обучении, – интерфейс, организующий диалог «человек – компьютер». Как отмечают В.И. Галкин и др., студент не должен существенно менять стиль своей работы и отвлекаться на методы работы с УМК, поэтому интерфейс должен быть оптимально простым и эффективным [3, с. 68-71].
Согласно принципам организации процесса обучения, УМК должен иметь определённую логическую структуру представления учебной информации соответствующую содержанию учебного предмета, что подразумевает наличие системы навигации по учебному материалу. Организация системы навигации УМК может существенно влиять на эффективность учебно-познавательной деятельности, которая должна строиться по блочному принципу с иерархической перекрестной структурой ссылок внутри каждого блока. При необходимости, могут быть реализованы переходы между разными блоками.
По мнению психологов (Г. Ахдер [1], А.Н. Лебедев-любимов [4] и др.) при использовании большого объёма однородной информации учащийся теряет способность к произвольному вниманию, а, значит, и восприятию учебного материала, поэтому используют приём «оптической передышки», который заключается в смене акцентирующих внимание объектов [1, с. 103-105].
На процесс восприятия (а значит, и понимания) текста, расположенного на экране дисплея, влияет ряд факторов, таких как: a) размер текстовой зоны, b) выравнивание текста, c) выбор шрифта, d) соотношение цвета шрифта и фона.
Восприятие текста идёт значительно эффективнее, если глаз может сразу охватить не отдельные слова или обрывки фразы, а целую строку, законченный фрагмент или, в идеале — абзац. Этот факт известен полиграфистам и является одним из определяющих при выборе длины строки текста. Поэтому при больших размерах страниц текст в печатных изданиях делится на колонки, а применительно к тексту на экране дисплея учебная информация должна быть представлена в соответствии с особенностями зрительного органа человека и с учётом технических возможностей монитора. При невыполнении этих требований, особенно на мониторах с большой диагональю, длинная строка заставляет глаз перемещаться в пределах большого угла — иногда даже приходится поворачивать голову от начала к концу строки. В результате повышается утомляемость, что, как следствие, дает резкое снижение восприятия учебного материала. Применение того или иного способа выравнивания позволяет не только решить задачу привлечения внимания к определенным фрагментам текста, но и задать ритм чтения учебника, замедляя или ускоряя его в нужных местах.
По использованию в УМК графика бывает статическая либо динамическая (анимация). В качестве статических иллюстраций используют рисунки, эскизы, чертежи, фотографии и т.д. Такого вида графика используется в качестве сопровождающего пояснительного материала текстовой информации. Динамическая графика обеспечивает методически выверенное распределение внимания, «уменьшает эффект «разбегания глаз», снижает возможные отвлечения от работы с электронным учебником» [5, с. 123].
Учет особенностей типов мышления
Несмотря на направленность большинства учебных методических комплексов преимущественно на визуалов, имеются и некоторые возможности учета и двух других моделей мышления.
Особенности мышления кинестетиков могут быть учтены с помощью создания у них нужных ощущений. Этого можно добиться подбором цветовых палитр, оказывающих необходимое влияние на формирования психологическое состояние обучаемого в процессе работы с учебником. Воздействием цветом можно создать у обучаемого ощущение тепла, комфорта и спокойствия, повысить внимание или активизировать возбужденное состояние.
Таким образом, использование приемов представления учебного материала в учебных методических комплексах позволяет расширить возможности изучения студентами учебных дисциплин. Однако, при этом существуют недостатки: большая доля самоконтроля и самоорганизации учащихся, отрицательное влияние длительной работы за компьютерной техникой и т.д. Отсюда необходимость осторожного внедрения УМК с учётом традиций и моделей образовательного процесса.
Литература:
  1. Ахдер Г. НЛП-графика. Мышление в рисунках и образах. – СПб.: Питер, 2003. – 192 с.
  2. Башмаков А.И., Башмаков И.А. разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: «Филинъ», 2003. – 616 с.
  3. Информационные технологии открытого образования / В.И. Галкин, П.Г. Бабаевский, С.Л. Лобачёв и др. – М.: интермет Инжиниринг, 2004. – 208 с.
  4. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб: Питер, 2002. – 368 с.
  5. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: «Инфра-М», 2000. – 228с.
Категория: Общее | Добавил: grinevichea (03.12.2010) E
Просмотров: 737 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2017