Пятница, 24.11.2017, 11:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Ссылки
Форма входа
Категории раздела
Общее [7]
Методика преподавания информатики [4]
Методика преподавания математики [1]
Методика преподавания физики [0]
Методика преподавания иностранных языков [0]
Системы дистанционного обучения [0]
Методика преподавания черчения [1]
Поиск
Статистика
Методика дистанционного обучения
Главная » Статьи » Общее

Структурное и функциональное моделирование методической системы дистанционного обучения информатике студентов экономических специальностей
Современный этап развития общества предъявляет особые требования к специалистам, чья деятельность направлена на организацию эффективной работы хозяйствующих субъектов или структурных подразделений. В перечень данных требований входят обладание умениями и навыками работы с персональным компьютером, средствами коммуникации, специализированным программным обеспечением и прочее.
Процесс подготовки специалистов экономического профиля на сегодняшний день осуществляется в рамках традиционной модели, подразумевающей периодический непосредственный очный контакт преподавателя и учащихся: постоянные аудиторные занятия со студентами очной формы, а так же занятия в сессионный период со студентами заочной формы обучения. Данные организационные формы имеют свои достоинства и недостатки, причём достоинства одной являются недостатками другой, например, равномерно распределённый процесс учения; приобретение знаний, умений, навыков без отрыва от производства и пр.
Современные компьютерные и коммуникационные средства достигли такого уровня развития, когда любые объёмы информации можно передавать в режиме реального времени, что позволяет организовать процесс обучения на принципиально новом уровне, совокупив достоинства классической классно-урочной системы очной и заочной форм обучения. Главное отличие подобной модели – доминирующая роль опосредованного контакта субъектов процесса обучения через специализированное программное обеспечение на основе средств коммуникации. Недостаток такой модели заключается в обязательном обладании базовым уровнем умений и навыков работы с персональным компьютером.
С другой стороны объёмы информации, обрабатываемой экономистом-профессионалом постоянно возрастают. Решаемые задачи приобретают вид многоступенчатого поэтапного поиска решения, что обуславливает необходимость изучения возможностей специализированного технического и программного обеспечения в рамках курса «Компьютерные информационные технологии» при подготовке студентов экономического профиля.
Спецификой изучения данного курса является обязательное использование компьютера при обработке возрастающих объёмов экономической информации, что предполагает хранение последней в электронном структурированном виде – файлах. Умение правильно и эффективно формировать рабочие файлы, которые как результат учебной деятельности подлежат оценке со стороны преподавателя, является одной из целей изучения курса «Компьютерные информационные технологии».
На сегодняшний день процесс обучения студентов экономических специальностей особенно заочной формы обучения предметам информационного цикла осложняется следующими факторами:
  • ограниченное количество аудиторных часов во время сессионного периода для успешного освоения содержания учебной дисциплины;
  • отсутствие возможности управляемой и контролируемой самостоятельной работы в межсессионный период;
  • необходимость приобретаемых знаний, умений и навыков для дальнейшего самообучения и успешной профессиональной деятельности;
  • ограниченные возможности традиционных средств коммуникации (почта, телефон) сдерживают развитие взаимодействия субъектов процесса обучения.
Данные препятствия можно компенсировать с помощью территориально-удалённого обучения без отрыва от производства на основе компьютерных коммуникационных технологий. Проведённое анкетирование студентов БГАТУ специальности «1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии» заочной формы обучения показало, что более 50% учащихся имеет собственный персональный компьютер и постоянное подключение к сети Internet, что позволяет самостоятельно формировать и обмениваться рабочими файлами посредством коммуникационных каналов.
В связи с этим назрела необходимость детальной разработки методической системы дистанционного обучения студентов экономических специальностей в рамках курса «Компьютерные информационные технологии».
Решение дидактических задач на пути совершенствования педагогического процесса и его адаптации к современным условиям предполагает изучение уже устоявшихся связей между отдельными элементами целостного учебно-воспитательного процесса. Совокупность формальных методов познания, таких как измерение, наблюдение, эксперимент и прочее, не позволяют достигнуть полного понимания взаимодействия субъектов процесса обучения. В связи с этим применяют метод моделирования для целостного изучения диалектики педагогического процесса в рамках идеализированной модели.
Сущность понятия модели педагогического процесса в исследованиях определяется как система, предназначенная для замещения существующего оригинала. Моделирование дидактических систем позволяет изучить важнейшие признаки и свойства изучаемых элементов и связи между ними. Модель в данном случае является средством познания и теоретического преобразования, а данные, полученные в результате изучения переносятся на объект преобразования – процесс обучения.
Метод моделирования рассматривается как способ изучения протекания педагогического процесса на его модели с целью улучшения характеристик и свойств функционирования отдельных элементов. [2] Модель является «промежуточным звеном между субъектом – педагогом исследователем и предметом исследования, т.е. определённых свойств и отношений между элементами учебно-воспитательного процесса». [9, с. 5] Как отмечает Б.А. Штофф, подобное замещение возможно только в том случае, когда реальный объект изучения и его модель имеют сходство в определённых отношениях. [15] Таким образом, главным условием метода моделирования является сходство между моделью и отдельными сторонами педагогического процесса.
Использование метода моделирования в педагогических исследованиях предполагает изучения не реальных объектов динамической системы, а их идеализированные модели, причём степень идеализации модели должна соответствовать целям и задачам построения модели. Практическая значимость модели определяется адекватностью и соответствием изучаемым сторонам объекта, что определяет возможности и тип самой модели. Соблюдение этого условия «моделирование как метод научного исследования позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании» [9, с. 8], т.е. сочетание эмпирических данных (наблюдение, эксперимент) и построение логических конструкций позволит исследователю изучить все аспекты диалектики педагогического процесса.
Дидактика обеспечивает научное обоснование содержания, методов и организационных форм обучения, методики обучения студентов различным дисциплинам. В методиках обучения содержится специфические закономерности организации взаимодействия преподавателя и студента. В ходе разработки методики обучения решаются задачи обучения конкретной дисциплине. Методическая система обучения обобщает закономерности и принципы обучения, а так же частные методы и приёмы обучения конкретной учебной дисциплине. [5] Как отмечает А.А. Кузнецов [7] процесс обучения реализуется через взаимосвязанную систему целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, т.е. методическую систему.
«Методическая система обучения – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышения эффективности обучения…» [6, с. 322]
По мнению В.М. Жучкова [3] методическая система – это информационная модель, в которой представлены и описаны все взаимосвязанные элементы и сформулированы требования к организации процесса обучения.
Многие исследователи, работающие над проблемой методической системы обучения конкретной дисциплине, не учитывают значительную роль субъектов процесса обучения в достижении дидактических целей. При этом В.И. Загвязинский отмечает, что «…любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определённой системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, её чаще называют методической…», в противном случае такая система приобретает форму педагогической технологии. [4, с. 95]
Совокупность элементов методической системы многие авторы [3, 4, 5, 6, 7] определяют в следующем составе:
  • цели и задачи;
  • содержание;
  • методы обучения и контроля;
  • организационные формы;
  • технические средства.
При дистанционном обучении студентов экономических специальностей в рамках учебной дисциплины «Компьютерные информационные технологии» элементы методической системы приобретают специфическое наполнение.
1. Цели обучения.
Общие цели обучения студентов направлены на формирование профессиональных компетенций будущего специалиста, которые изложены в «Образовательном стандарте Республики Беларусь» по специальности «1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии» [11], а именно:
  • использовать компьютерные информационные технологии в процессе трудовой деятельности;
  • планировать производство;
  • систематизировать статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности организации (предприятия) и его подразделений;
  • уметь создавать и поддерживать в актуальном состоянии информационно-аналитическую базу организации (предприятия) с использованием современных средств и методов обработки данных;
  • осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям;
  • применять методы анализа и организации внедрения инноваций. [11, с 9-12]
Перечисленные компетенции подразумевают непосредственное использование будущим специалистом компьютерных информационных технологий при управлении предприятием. В связи с этим студентами экономико-управленческих специальностей образовательным стандартом предусмотрено изучения курса «Компьютерные информационные технологии» в рамках цикла естественно-научных дисциплин в объёме 268 учебных часов по специальности «1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии». В результате изучения данного курса студент должен
знать:
  • базовые понятия информационных технологий;
  • принципы действия и структурную организацию компьютеров и компьютерных сетей;
  • назначение и особенности функционирования программного обеспечения;
  • перспективы развития аппаратного и программного обеспечения компьютерных информационных технологий;
  • принципы организации баз данных и их проектирования;
  • назначение, архитектуру, функциональные возможности СУБД и направления их развития;
  • возможности языка баз данных SQL;
  • технологии обработки многопользовательских баз данных;
  • принципы организации корпоративных информационных систем в предметной области, структуру и требования к КИС;
  • международные стандарты в области КИС;
  • виды обеспечений КИС;
  • моделирование бизнес-процессов;
  • методики реинжиниринга бизнес-процессов;
уметь:
  • формировать текстовые, табличные и графические документы, динамические презентации при решении задач;
  • разрабатывать на языке VBA макросы и модули, расширяющие функциональные возможности офисного пакета;
  • проектировать, создавать и использовать базы данных;
  • моделировать бизнес-процессы;
  • формулировать задание на проектирование КИС;
  • применять функциональные возможности КИС при решении экономических и управленческих задач.
Анализ профессиональных компетенций позволяет определить концептуальные компоненты в целостной системе подготовки специалиста в области компьютерных информационных технологий:
  • умения и навыки обращения с персональным компьютером, использование в профессиональной деятельности прикладных пакетов программ, представление информации в оптимальном виде – пользовательский компонент (ПК);
  • знание о свойствах и принципах построения локальных и глобальных сетей, способах передачи информации – системный компонент (СК);
  • умений и навыков обработать, сохранить и организовать информацию, проектирования баз данных – организаторский компонент (ОК);
  • навыком применения прикладных программ в области создания и управления корпоративными системами – управленческий компонент (УК).
2. Содержание обучения.
Перечисленные целевые компоненты позволили определить содержание учебной дисциплины «Компьютерные информационные технологии», описанной образовательным стандартом для специальностей «1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии» [11], который предусматривает изучение учебного материала в соответствии с блочно-модульной технологией обучения. Вышеописанный курс изучается в течении 3 семестров, каждый из которых разделён на следующие модули:
  • Семестр 1: Компьютерные информационные технологии
  • Семестр 2: Теория баз данных и знаний.
  • Семестр 3: Корпоративные информационные системы.
Анализ образовательных программ, учебной и методической литературы по данным специальностям показал, что авторы как правило, придерживаются установленных подходов к формированию учебного материала по данной дисциплине.
Изучение вышеописанных модулей позволит сформировать у студентов необходимые знания, умения и навыки, необходимые для формирования профессиональных компетенций в области технологий организации, хранения и обработки информации при управлении предприятием аграрного профиля.
3. Организационные формы обучения.
В высших учебных заведениях организационные формы обучения осуществляются посредством аудиторной и управляемой самостоятельной работы студентов, которая может быть направлена:
  1. на теоретическую подготовку студентов;
  2. на практическую подготовку студентов;
  3. на контроль знаний умений и навыков.
В соответствии модульной системой с учебной программой по курсу «Компьютерные информационные технологии» на изучение теоретического материала отводится около 35% учебных часов, на выполнение лабораторных работ – 45% часов и на управляемую самостоятельную работу – 20% академических часов.
При дистанционном обучении большая часть учебных часов отводится на управляемую самостоятельную работу, что подразумевает организацию индивидуальной учебной деятельности студента по заданному алгоритму, состоящего из чередования лекций, методических указаний и форм контроля. Неотъемлемой частью такого алгоритма являются консультации как форма взаимодействия преподавателя и студента.
4. Средства обучения.
Специфика учебного предмета «Компьютерные информационные технологии» предполагает знание концептуальных основ и умений оперирования информацией в электронном виде. В связи с этим средства обучения приобретают значение необходимых инструментариев, основным из которых является персональный компьютер студента. В качестве дополнения могут также использоваться:
  • печатные методические пособия;
  • схемы, графики, иллюстрации;
  • аудио- и видео- информационные материалы и прочее.
Кроме того для обеспечения взаимодействия территориально уделённых субъектов процесса обучения в рамках курса «Компьютерные информационные технологии» выступает:
  • удалённые персональные компьютеры студента и преподавателя с установленными специализированными прикладными пакетами;
  • сервер учебного заведения;
  • специализированное программное обеспечение, предназначенное для реализации взаимодействия между территориально удалёнными субъектами процесса обучения.
Следовательно, персональный компьютер при дистанционном обучении в рамках учебной дисциплины «Компьютерные информационные технологии» выступает как основное средство обучения, а так же как средство взаимодействия с преподавателем.
5. Методы обучения.
Дуалистический подход к определению методов обучения, который подразумевает единство методов преподавания и методов учения, позволяет организовать взаимодействие преподавателей и студентов в рамках учебной дисциплины «Компьютерные информационные технологии».
На сегодняшний день с учётом возможностей коммуникационных технологий и программного обеспечения для реализации дистанционного обучения могут использоваться следующие методы обучения:
  1. Репродуктивный;
    •  самостоятельная работа с учебными пособиями, электронными материалами;
    • демонстрация аудио- и видео- материалов;
    • выполнения упражнений по образцу;
  2. Продуктивный;
    • семинары;
    • дискуссии;
    • эвристическая беседа;
    • анализ производственных задач;
    • курсовая работа.
Данные методы определяют уровень субъективности студентов при выполнении учебных заданий.
Большое значение имеет контроль успеваемости в процессе применения тех или иных методов. Проведённый анализ программного обеспечения выявил следующие возможности позволяющие реализовать:
  • контроль изучения теоретического (лекционного) материала;
  • контроль выполнения практических заданий;
  • тестовый контроль;
  • оценивание участие студентов в форумах и семинарах;
  • самоконтроль (тренинг);
  • общий контроль деятельности студента.
Методы преподавания и методы учения образуют общую совокупность методов взаимодействия субъектов процесса дистанционного обучения.
Представим процесс дистанционного обучения в виде циклического взаимодействия субъектов дидактического процесса внутри замкнутого контура протекающего с помощью коммуникационных средств. Учебная деятельность студента под влиянием объективных и субъективных факторов (ОФ и СФ соответственно) может быть представлена как накопитель и преобразователь учебной информации (УИ). Целью студента (Ст) является уменьшение зависимости от внешних факторов и увеличение банка знаний (БЗ), а целью обучающей системы (ОС), ключевым элементом которой является преподаватель, - координирование потока УИ на основе обратного контроля (ОК). Всякое взаимодействие студента и ОС происходит в большей мере опосредованно через коммуникационные технологии и обрабатывается специализированным программным обеспечением (ОП), позволяющее направлять поток УИ и интерпретировать ОК. Графическое отображение описанного взаимодействия представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Замкнутый контур взаимодействия субъектов процесса обучения
В этом замкнутом контуре за один цикл функционирования порция (единица объёма) учебной информации Iос от обучающей системы поступает к специализированному программному обеспечению, которое позволяет реализовать учебный материал в виде текста, графических изображений, аудио- и видеороликов, совокупности тренажёров и прочее, а так же объективно расширить его с помощью ссылок на глоссарий и прочих ресурсов сети Internet:
0<Ioc<Iпо                                                     1.4.1
После чего данная порция Iпо (видоизменённая и расширенная) по коммуникационным каналам поступает к студенту, который субъективно преобразовывает порцию Iпо с коэффициентом k, который зависит как от объективных (начальный уровень знаний, умений и навыков), так и от субъективных факторов (воздействия внешней среды, психологических особенностей):
k=(ОФ + СФ)                                    1.4.2
где ОФ - сумма объективных факторов внешней среды, положительно или отрицательно влияющие на восприятие учебной информации студентом, а СФ - есть совокупность субъективных факторов, которые в той или иной степени способствуют процессу дистанционного обучения. Соответственно количество информации, которое студент может преобразовать и усвоить определяется следующим уравнением:
Iпр=Iоп*(1-k)                                              1.4.3
Преобразованная студентом информация Iпр сохраняется в банке знаний студента на основе межтематических и междисциплинарных связей, пополняя его при окончании каждого шага циклического взаимодействия:
БЗi=БЗi-1+Iпр                                               1.4.4
Через промежуток времени система ПО генерирует управляющую среду организации контроля усвоения очередной порции УИ. На основе приобретённой порции информации а также имеющихся знаний, умений и навыков студент формирует порцию обратного контроля Jок:
Jок=f(БЗi,t)                                                    1.4.5
или
Jок=f(Iпр,t)                                                    1.4.6,
где f() – есть функция сведений о знаниях студента или очередной порции информации, усвоенной студентом через некоторое время t.
Далее ПО формирует в заданной преподавателем форме отчёт о деятельности студента:
Jпр=g(Jок)                                                     1.4.7,
где g() – есть функция, зависящая от количественной величины Jок.
На основе предоставляемого системой ПО отчётности об учебной деятельности студента Jпр обучающая система (преподаватель) генерирует очередную порцию УИ.
Пусть значения Jпр колеблются от 0 до 1 в зависимости от степени достижения цели обучающей системы, тогда целью ОС является Jпр→1. Следовательно, время, отводимое на изучение данной порции учебной информации, должно быть и минимальным в отношении воздействия внешних факторов, и достаточным для успешного освоения учебного материала.
6. Образовательная среда.
Образовательную среду высшего учебного заведения трактуют как совокупность информационно-образовательных ресурсов, программно-технических и телекоммуникационных средств, научных исследований, профессиональное консультирование. [1] В других случаях образовательная среда – это «программно-технологическое, телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными средствами создания, администрирования и организации взаимодействия всех структурных элементов, обеспечивающая ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в сети Internet любому числу учебных заведений». [10, с. 117]
Данные утверждения верны в случае постоянного присутствия студента в учебном заведении, например, при очной форме обучения. Однако, при дистанционном обучении с помощью коммуникационных технологий обучаемый не имеет возможности обеспечить постоянное присутствие в образовательной среде. В перечисленные исследователи не учитывают совокупность внешних и внутренних факторов, прямым или косвенным образом воздействующих на студента в процессе обучения.
В связи с этим применительно к дистанционному обучению через сеть Internet необходимо определить понятие образовательно-воспитательная среда как совокупность информационных, технологических и контролирующих ресурсов, призванных для побуждения обучающегося к самосовершенствованию, т.е. к повышению качества знаний, умений и навыков; развития памяти, внимания, мышления; воспитание волевых качеств.
Результатом анализа составляющих педагогического процесса студентов экономико-управленческих специальностей явилось построение модели целостной методической системы дистанционного обучения, которая представлена на рисунке 2.
Данная модель включает в себя:
  1. субъектов процесса обучения;
  2. подсистему целей и целевых компонент;
  3. совокупность учебного материала;
  4. подсистему контроля знаний, умений и навыков студента;
  5. технические и программные средства обучения;
  6. арсенал форм и методов обучения.
Рисунок 2. – Структурная схема модели методической системы дистанционного обучения информатике
Графически представленная структурная схема методической системы отображает взаимосвязь составных компонентов. Преподаватель и студент (в некоторых случаях необходимо участие методиста как координатора деятельности остальных субъектов) взаимодействуют в специально организованной учебно-воспитательной среде, функцией которой является реализация оптимальных условий самосовершенствования студента с помощью информационных, технологических и контролирующих ресурсов. Целью взаимодействия субъектов территориально удалённого процесса обучения является реализация целевых компонент, об успешном достижении которых можно судить на основании промежуточного, итогового контроля, а также самоконтроля учебной деятельности студента. Взаимодействие субъектов процесса обучения базируется на применении определённых технических и программных средств, методов обучения и контроля, в виде совокупности организационных форм и в рамках содержания учебной дисциплины для достижения поставленных целей обучения.
Разработанная модель методической системы дистанционного обучения студентов экономико-управленческих специальностей в рамках курса «Компьютерные информационные технологии» является сложной дидактической системой, функционирование и эффективность которой базируется на следующих положениях:
  1. Все элементы методической системы: цели, содержание учебной дисциплины, методы обучения и контроля, организационные формы, учебно-воспитательная среда учебные пособия, технические и программные средства, рассматриваются и оцениваются только в контексте взаимодействия субъектов процесса дистанционного обучения;
  2. Реализация обучающей (со стороны преподавателя) и учебной (с позиции студента) деятельности осуществляется через решение целей и задач в рамках содержания учебного курса и на основе технических и телекоммуникационных технологий;
  3. Взаимодействие субъектов процесса обучения реализуется на основе поэтапного и итогового контроля учебной деятельности студента;
  4. Важным элементом методической системы является учебно-воспитательная среда, основной функцией которой является создание оптимальных условий для повышения качества знаний, умений навыков, развитие индивидуальных способностей, воспитание волевых качеств.
Список использованных источников
  1. 1. Абросимов А.Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02: М., 2005. – 261 c.
  2. Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1982. - 107 с.
  3. Жучков В.М. Теоретические основы концепции модернизации предметной области «Технология» для педагогических вузов: монография. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 246 с.
  4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
  5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
  6. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 368 с.
  7. Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. – М., 1988. – 47 с.
  8. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 271 с.
  9. Михеев В.И. моделирование и методы теорий измерений в педагогике. Изд. 3-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2006. – 200 с.
  10. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.
  11. ОСРБ 1-25 01 07-2008. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии. Квалификация Экономист-менеджер. – Введ. 01.09.2008. – 35 с.
  12. Печников А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем. - Петродворец: ВВМУРЭ им. А.С.Попова, 1995. - 322 с.
  13. Системы высшего образования стран запада. – М.: РУДН, 1991. – 192с.
  14. Шабека Л.С. Геометрическое обеспечение целостной графической подготовки инженера:(системно-конструктивный подход). Автореферат дис. док. пед. наук. – Мн, 1995. – 75 с.
  15. Штофф Б.А. Моделирование и философия. – М.-Л., 1966.
Категория: Общее | Добавил: grinevichea (02.12.2010) E
Просмотров: 4573 | Теги: дистанционного обучение информатике, моделирование дистанционного обучен, методическая система дистанционного | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2017