Пятница, 24.11.2017, 11:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Ссылки
Форма входа
Категории раздела
Общее [7]
Методика преподавания информатики [4]
Методика преподавания математики [1]
Методика преподавания физики [0]
Методика преподавания иностранных языков [0]
Системы дистанционного обучения [0]
Методика преподавания черчения [1]
Поиск
Статистика
Методика дистанционного обучения
Главная » Статьи » Общее

Управление познавательной деятельностью студентов в условиях дистанционного обучения
Современный этап развития общества позволяет подойти к повышению эффективности деятельности человека во всех сферах его общественной жизни, в том числе и в подготовке кадров, с позиций новейших, созданных передовой научной мыслью технологий и форм, реализуемых различными средствами. Особая роль принадлежит здесь современной компьютерной технике, которая применяется в процессе подготовки специалистов различного уровня и направлений деятельности.
Использование в педагогическом процессе мультимедийной аппаратуры и средств коммуникации позволяют перейти на новый уровень развития взаимодействия преподавателя и студентов, при котором очное взаимодействие, понимаемое как «глаза-в-глаза», теряет свой смысл в контексте непосредственного общения. Эффективная учебная деятельность под руководством преподавателя может быть организована на расстоянии через сеть Internet. Попытки реализации процесса дистанционного обучения ведутся более 100 лет, но только сегодня специализированное программное и техническое обеспечение позволяет осуществить процесс обучения на расстоянии.
Дистанционное (distance – удалённое англ.) обучение в высшей школе развивалось по двум противоположным направлениям: американская и британская модели обучения. [5]
  1. Американская школа дистанционного обучения (синхронная) – аналог очной формы обучения, с той лишь разницей, что педагогический процесс организуется в виде частых периодических контактов между преподавателем и студентом на некотором расстоянии между ними в режиме On-line с использованием сетевых информационных технологий. [4]
  2. Британская модель дистанционного обучения (асинхронная) – взаимодействие субъектов педагогического процесса происходит периодически, но с большими промежутками времени (до полугода). Студенты, так же как и в американской модели могут приобрести всю необходимую информацию через сеть Internet на сайте университета, но контакты с преподавателями чаще осуществляются в режиме Off-line через форум либо электронную почту. Эта модель обучения понимается как форма заочного обучения с помощью информационных и сетевых технологий и ориентирована на людей с высоким уровнем самоорганизации.
Сопоставив две классические формы обучения (очная и заочная), можно сделать вывод, что слово «дистанционное» применительно к обучению на сегодняшний день может употребляется в двух значениях [1]:
  • очное обучение с использованием информационных средств коммуникаций, при котором имеет место опосредованное взаимодействие субъектов процесса обучения (американская модель дистанционного обучения);
  • самостоятельное (корреспондентное) обучение, на основе ранее подготовленных учебных материалов (британская модель дистанционного обучения).
И в том, и в другом случаях термин «дистанционное обучение» указывает на территориальное удаление между преподавателем и слушателем, но предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Эта концептуальная основа любой формы обучения, как очной, так и заочной, дистанционной. Это означает, что студент должен обладать необходимыми умениями работы на персональном компьютере и быть заинтересованным успехе своей познавательной деятельности, что в свою очередь ставит вопрос о готовности к дистанционному обучению. [2]
В работе Н.И. Гуткиной [3] указано, что традиционно выделяют два аспекта готовности к процессу обучения: интеллектуальный и эмоциональный. Данные аспекты справедливы в отношении учащихся не только детей школьного возраста, но и в отношении студентов высших учебных заведений. Разница заключается в психологических и физиологических особенностях того или иного возраста.
Под интеллектуальной готовностью понимается готовность к учебно-познавательной деятельности, которая подразумевает минимальный необходимый уровень знаний, умений и навыков, а также психологические процессы познания, позволяющие воспринимать, обрабатывать, воспроизводить и интерпретировать учебную информацию. В описанных исследованиях признаётся факт, что процесс обучения будет эффективным только в том случае, если учащийся «…обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются» [3, с. 4].
Эмоциональная зрелость проявляется в способности контролировать импульсивные реакции и проявления воли к выполнению определённой работы (например, самообучению), что говорит о важности данного аспекта в условиях дистанционного разделения субъектов процесса обучения.
В условиях дистанционного обучения необходимость приложения усилий для решения учебных задач возрастает при большой доли самостоятельности в обучении. С другой стороны деятельность студента направлена на достижение осознанных им дидактических целей. Ввиду объективных причин (физическое состояние, бытовые проблемы и пр.) учебные цели не всегда соответствуют сиюминутным потребностям и желаниям человека, что порождают внутреннее противоречие. «Действие, совершающееся в условиях такого конфликта внутренне противоречивых тенденций» есть волевое действие [6, с. 630]. Для того чтобы учебная деятельность слушателя дистанционных курсов была направлена на достижение учебных задач, главным условием должно быть сознательное регулирование деятельности, при котором процесс самостоятельного обучения приводит к осуществлению дидактических целей. Студент, совершивший волевой акт самообучения, склонен противопоставлять себя субъективному знанию, что приводит к опосредованному восприятию объективно новой учебной информации.
Результатом анализа составляющих педагогического процесса явилось построение модели целостной методической системы дистанционного обучения, которая включает в себя следующие элементы: 1) субъекты процесса обучения; 2) подсистема дидактических целей и задач; 3) совокупность учебного материала; 4) подсистема контроля знаний, умений и навыков студента; 5) технические и программные средства обучения; 6) арсенал форм и методов обучения.
Преподаватель и студент взаимодействуют в специально организованной учебно-воспитательной среде, функцией которой является реализация оптимальных условий самосовершенствования студента с помощью информационных, технологических и контролирующих ресурсов. Целью взаимодействия субъектов территориально удалённого процесса обучения является реализация целевых компонентов, об успешном достижении которых можно судить на основании промежуточного, итогового контроля, а также самоконтроля учебной деятельности студента. Взаимодействие субъектов процесса обучения базируется на применении определённых технических и программных средств, методов обучения и контроля, в виде совокупности организационных форм и в рамках содержания учебной дисциплины для достижения поставленных целей обучения.
Разработанная модель методической системы дистанционного обучения является сложной дидактической системой, функционирование и эффективность которой базируются на концептуальных положениях:
  1. все элементы методической системы, идеальные (цели, содержание учебной дисциплины, методы обучения и контроля, организационные формы, учебно-воспитательная среда) и материальные (учебные пособия, технические и программные средства), рассматриваются и оцениваются только в контексте взаимодействия субъектов процесса дистанционного обучения;
  2. реализация обучающей и учебной деятельности осуществляется через решение целей и задач в рамках содержания учебного курса и на основе технических и телекоммуникационных технологий;
  3. взаимодействие субъектов процесса обучения реализуется на основе поэтапного и итогового контроля учебной деятельности студента;
  4. результатом управленческой деятельности преподавателя является учебно-воспитательная среда, основной функцией которой является создание оптимальных условий для повышения качества знаний, умений навыков, развитие индивидуальных способностей, воспитание волевых качеств.
При построении эффективной методической системы дистанционного обучения в рамках учебной дисциплины «Компьютерные информационные технологии» необходимо учитывать следующие требования:
  • базовый уровень знаний, умений и навыков студентов должен соответствовать требованиям образовательного стандарта, а так же навыков работы с персональным компьютером;
  • процесс дистанционного обучения, не критичный к территориальному удалению субъектов, должен быть ограничен временными рамками;
  • при детальной разработке учебно-методических материалов (как электронных, так и печатных) необходимо руководствоваться требованиями, определяющими лёгкость восприятия учебной информации и стимулирующие к взаимодействию с другими участниками процесса обучения;
  • промежуточный и итоговый контроль должен охватывать все изучаемые области учебной дисциплины.
Список использованной литературы
  1. Гриневич, Е.А. Дистанционное обучение: технология, форма или метод / Е.А. Гриневич, // Вышэйшая школа – 2008. – №2. – С. 41–44
  2. Гриневич, Е.А. Структурное и функциональное моделирование методической системы дистанционного обучения информатике студентов экономических специальностей. / Е.А. Гриневич, // Кiраванне у адукацыi – 2009. - №8. – С. 36-42
  3. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект, 2000. — 184 с.
  4. Капранова, В.А., Дистанционное обучение в США: опыт и перспективы / В.А. Капранова, И.А. Тавгень // Народная асвета. – 2002. - №2. – с. 70-73.
  5. Панарина, Н.А. Дистанционное обучение: к вопросу об основных понятиях / Н.А. Панарина // Социс: Социол. Исслед.. – 2004 - №4. – с. 116-120
  6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
Категория: Общее | Добавил: grinevichea (03.12.2010) E
Просмотров: 1153 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2017