Учебная
дисциплина «Информатика» была введена в конце 20 столетия на технических,
математических и физических факультетах высших учебных заведений. Эта дисциплина
имела множество названий, но всегда предметом оставался процесс автоматизации
обработки, хранения и передачи информации. Содержание изменялось в зависимости
от той или иной специальности: математический факультет – автоматизация
математических вычислений, технический – автоматизация построения чертежей,
физический – моделирование и т.д. Методика
обучения информатики приобретала свои очертания исходя из предмета учебной
дисциплины – процесса автоматизации, протяжённого во времени и связанного с
«сопровождением» профессиональной деятельности. Ответом на задачи информатики
является процесс автоматизации, поэтому зачастую информатика преподаётся с
помощью метода сквозного проекта, выполняемого студентами в течение
продолжительного времени. Тем самым методика преподавания информатики в
значительной мере отличается от преподавания таких дисциплин, как, например,
математика или физика, решение задач которых занимает немного времени при
наличии всех необходимых данных. В середине 80-х
годов прошлого века, когда учебная дисциплина только вводилась А.П. Ершовым [5], целью изучения
информатики являлось умение алгоритмизации и программирования ввиду отсутствия
доступных узконаправленных, но многофункциональных программ, которые
применялись бы в конкретной профессиональной области. При программировании
явный практический результат может быть получен только после окончательного
завершения алгоритма. Таким образом, учебная деятельность студентов при
изучении информатики характеризовалась отсутствием практического результата на
протяжении всего срока обучения (семестра). Данное утверждение совсем не
означает, что студенты не усваивали новых знаний, умений и навыков, а лишь то,
что программирование осуществлялось ради самого программирования, но не ради
практического использования программного продукта в отвлечённой области,
например, при автоматизации производства и реализации какой-либо продукции. Такая методика
сквозного проекта сохранилась до начала 21 столетия: студенты профильных
специальностей (где информатика и программирование является профильным
предметом) в течение семестра разрабатывают собственный проект, который далеко
не всегда может иметь практическое значение и быть конкурентно способен на
рынке программного обеспечения. При возрастании
роли персонального компьютера и его тотальном распространении появляется
необходимость изучения информатики не только с целью программирования, но и с
целью использования специализированного программного обеспечения в профессиональной
деятельности любой области. Однако именно методика, ориентированная на
подготовку программистов, экстраполируется на все остальные непрофильные
специальности, где практический профильный результат имеет место быть только
после изучения всего предмета, что в свою очередь плохо сказывается на
эффективности обучения. Студенты очного отделения понимают смысл своей работы
при изучении баз данных только по завершению всего курса, что не позволяет поддерживать
интерес к учебному предмету. В настоящее время
объёмы информации, обрабатываемой
профессионалом, постоянно возрастают. Система подготовки студентов по экономическим специальностям
претерпевает изменения содержания учебных планов и типовых программ,
наблюдается тенденция к сокращению аудиторной работы и увеличению роли
управляемой самостоятельной работы студентов в высших учебных заведениях. Вместе
с тем нарушается регулярное взаимодействие преподавателя и студента, что
особенно касается форм обучения без отрыва от производства. Таким образом,
при обучении информатике студентов непрофильных специальностей назрели следующие
противоречия: - сокращаются сроки подготовки специалиста при увеличении
объёмов изучаемого материала;
- традиционные методы обучения информатике не позволяют
студенту применять полученные знания в профессиональной деятельности вплоть до
окончания изучения дисциплины;
- у студентов не происходит формирование профессионального
опыта по автоматизации обработки, хранению и передачи информации.
Для решения
выявленных противоречий авторами разработана методика профессионально-ориентированного
изучения дисциплины «Компьютерные информационные технологии» студентами
экономических специальностей, которая обладает следующими
характеристиками: - специфика
учебной дисциплины «Компьютерные информационные технологии», основанная на
взаимосвязи организационных форм, методов и средств поэтапного контроля и
самоконтроля учебной деятельности студента;
- дробное
представление учебного материала, предполагающее его реорганизацию на
дробные дидактические единицы (4 академических часа), которые включают в себя теоретический и практический
материал;
- поступательное
перекрывающее комплексирование материала обеспечивает комбинирование
тем содержания учебной дисциплины таким образом, чтобы в рамках отдельного взятого занятия имело место формирование умений и
навыков у студентов по решению ограниченной области практических задач, которые
в последующем приобретут статус отдельной задачи цельного проекта по организации,
хранению и обработки экономической информации;
- профессиональная
значимость подразумевает прямую связь используемых примеров решения учебных
задач с функциями, выполняемыми экономистом в профессиональной деятельности.
Сущность
данной методики заключается в реорганизации учебного материала таким образом,
что бы в рамках отдельного взятого занятия, включающего в себя теоретический и
практический материал, имело место формирование умений и навыков у студентов по
решению ограниченной области профессиональных задач. Данные задачи в
последующем приобретут статус отдельных элементарных частей цельного проекта по
организации, хранению и обработки экономической информации. Особенностью
предлагаемой методики является нацеленность на формирование промежуточного
практического результата в рамках каждой отдельной дидактической единицы. Традиционно данный раздел изучается в виде комплексного «сквозного»
проекта. Вначале изучаются способы создания таблиц и организации взаимосвязей
(от 4 до 6 часов). После на основе таблиц выполняются различные типы запросов:
простые, с вычислением, параметрические, перекрёстные, запросы действия (от 6
до 8 часов). Далее последовательно изучаются все остальные темы на основе того
же сквозного проекта. В соответствие с разработанной методикой поступательного перекрывающего
комплексирования сохраняются достоинства сквозного проекта, но материал делится
на дидактические единицы по 4 академических часа (рисунок 3): - дидактическая
единица №1: изучается процесс создания 2-х таблиц, организации связи между
ними и реализации простейшего запроса для отображения практического результата
выполненных действий, а именно выборки информации, хранящейся в таблицах;
- дидактическая
единица №2: добавляется ещё 1 таблица, строятся запрос с вычислением и параметрический,
создаётся простейшая форма как инструмент пользовательского интерфейса;
- дидактическая
единица №3: добавляются ещё несколько таблиц, связываются с существующими,
создаются кнопочная и форма с подчинённой с целью увеличения автоматизации работы
будущего пользователя. И так далее.
Рисунок 1 – Пример реализации методики
поступательного перекрывающего комплексирования Для реализации методики профессионально-ориентированного обучения
информатике студентов-экономистов с учётом профессиональной направленности
экономических специальностей и специализаций был разработан электронный учебно-методический
комплект, включающий: - методическое
пособие, разработанное с учётом специфики экономических специальностей и
структурированное на принципах разработанной методики на тему «Автоматизированная
информационная система расчёта производства и реализации хлебобулочных изделий»;
- совокупность
тем и заданий индивидуальных проектов в соответствии со специализацией
студентов, отражающая специфику профессиональной направленности экономической
деятельности по следующим тематикам: «Автоматизированная система кредитования»,
«Автоматизация работы банкоматов», «Автоматизация учёта налоговых сборов»,
«Автоматизированная система реализации продукции в Internet-магазине», «Автоматизированная
информационная система расчёта производства и реализации железобетонных
конструкций», «Автоматизация расчёта производства и реализации галантерейной
продукции», «Автоматизация деятельности туристического предприятия» и т.д.;
- дидактические
материалы, которые включают в себя: банк тестовых вопросов, практические
задания по каждой теме, вопросы для общего и индивидуального обсуждения [6];
- информационные ресурсы – учебный материал (лекции, вспомогательная информация)
прдставленный в виде структурированной информации (контента) в системе
дистанционного обучения Moodle;
- учебные базы данных – совокупность вариантов файлов-заготовок в
формате MS Access 2007 (2010) для выполнения лабораторных работ и
контроля учебной деятельности студентов по теме каждой дидактической единицы;
- электронные
контролирующие средства – ссылки на существующие и доступные для студентов
в конкретный момент времени тестовые и практические задания, опросы;
- учебно-методические
указания для преподавателей «Организация дистанционного обучения в системе
Moodle» [2].
Авторами был проведён педагогический эксперимент, который был посвящён апробации методики
профессионально-ориентированного обучения и учебно-методического комплекта на
базе БГАТУ и БГЭУ [3]. Студенты контрольных групп (140 человек) обучались на
лабораторных занятиях по традиционной методике, экспериментальных групп (117
человек) – с применением предлагаемого учебно-методического материала.
Диагностика уровня знаний, умений и навыков студентов проводилась по
результатам входного и выходного контроля. T с критическим значением статистики позволяет
говорить о различии в состоянии знаний студентов по завершению изучения
предмета. Итоговое сравнение статистических данных результатов учебной деятельности
студентов показал, что предлагаемые методические материалы для профессионально-ориентированного
обучения информатике способствуют повышению уровня подготовки студентов
экономических специальностей и эффективности процесса обучения в целом. Описание методики профессионально-ориентированного обучения информатике
на примере студентов экономических специальностей является одним из вариантов
её реализации. Она может быть адаптирована к другим специальностям, где
информатика не является профильным предметом, а предназначена для формирования
умений и навыков автоматизации обработки информации в профессиональной области.
Изменения коснутся только профессиональной направленности решаемой сквозной задачи
и содержания методических материалов. Однако не только в этом заключается достоинство предлагаемой методики.
Вследствие того, что учебный материал делится на равные по объёму дидактические
единицы с обязательным контролем, то этим самым достигается равномерность
процесса обучения, а, значит, увеличивается эффективность её применения при
самостоятельной работе, например при обучении студентов заочного отделения. Возможен следующий сценарий построения дидактического процесса: студенту
предоставляется (высылается) дидактическая единица, учебный материал которой
тот прорабатывает и выполняет обязательный контроль, после чего высылается
следующая дидактическая единица. Эффективность контроля в данных
обстоятельствах тем выше, чем шире направленность средств контроля. Так, студенту
могут предоставляться тестовые задания и темы для обсуждения (вопросы для
обсуждения) для контроля теоретических знаний, затем практическое задание
продуктивного и репродуктивного уровней для контроля формирования умений и
навыков. Пересылка учебных материалов может показаться достаточно трудоёмким
процессом, особенно при 7-8 дидактических единиц за семестр, кроме того
увеличивается возможность фальсификации учебной деятельности. Средства
дистанционного обучения позволяют решить данную задачу за счёт следующих
факторов: - оперативного (в некоторых случаях on-line) взаимодействия преподавателя и
студента в ограниченные сроки;
- простого распространения учебного материала в
электронном формате;
- организации контроля учебной деятельности
(тесты, пересылка практических заданий) в установленные сроки.
На сегодняшний день существуют все необходимые предпосылки для
осуществления территориально удалённого процесса обучения с помощью
персональных компьютеров и средств коммуникации, что было подтверждено анкетированием
студентов заочной формы обучения БГАТУ, в котором приняли участие более 1 000
человек. Анализ результатов анкетирования показал, что: - около 60% студентов проживает вне населённого
пункта, где расположено учебное заведение;
- порядка 30% студентов не удаётся посещать все
занятия во время сессий;
- до 90% студентов имеют хотя бы начальные умения
и навыки работы на персональном компьютере;
- более 50% студентов имеют постоянный доступ к
персональному компьютеру и сети Internet в домашних условиях;
- около 30% студентов постоянно занимаются
самообразованием.
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что как минимум третья
часть студентов потенциально может обучаться на расстоянии через сеть Internet
под руководством преподавателя [4]. Таким образом,
предлагаемая методика профессионально-ориентированного обучения информатике по
сравнению с традиционными методиками обладает рядом преимуществ: - формирование профессионального опыта в процессе обучения;
- осознанное изучение материала, выполнение практических работ,
а также поддержание интереса студентов;
- организация постоянного текущего контроля учебной
деятельности;
- простая адаптация учебного материала для планомерного
обучения студентов заочной формы обучения, в том числе с помощью
специализированного программного обеспечения и средств коммуникации.
Список
использованных источников - Бородина, А.И. Вариативность тестовых заданий при
организации контроля знаний студентов / А.И. Бородина, Е.А. Гриневич
// Эвристическое обучение математике: материалы третьей междунар. науч.-метод. конф.,
Донецк, 1–3 окт. 2009 г. / Дон. нац. ун-т; редкол.:Е.И. Скафа [и
др.]. – Донецк, 2009. – С. 320–322.
- Гриневич, Е.А. Организация дистанционного обучения в системе
Moodle: методические указания для преподавателей / Е.А. Гриневич. – Минск:
Издательство БГАТУ, 2008. – 80 с.
- Гриневич, Е.А. Методика дистанционного изучения
информатики студентами экономических специальностей. / Е.А. Гриневич //
Информатизация образования. – 2011. – № 1. – С. 36–44.
- Гриневич, Е.А. Методика управления процессом
дистанционного обучения информатике студентов / Е.А. Гриневич // Кiраванне ў адукацыi. -2010. – № 5. – С. 35–43.
- Ершов, А.П. Изучение основ информатики и вычислительной
техники: Метод. пособие для учителей и преподавателей сред. учеб. заведений. В
2 ч. / А.П. Ершов, В.М. Монахов, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик и др. – Ч. 1. –
М.: Просвещение, 1985. – 191 с.
- Крошинская Л.И. Система управления базой
данных Microsoft Access 2007. Практикум: учеб.-метод. пособие
/ Л.И. Крошинская, А.И. Бородина, С.Н. Березовский,
Е.А. Гриневич. – Мн.: «Бип –Институп правоведения», 2012. – 116 с.
|