В Белорусском Государственном аграрном техническом университете на сегодняшний день проводится исследование методики определения готовности студентов к дистанционному обучению. Традиционно выделяют два основных аспекта готовности к процессу обучения: интеллектуальный и эмоциональный.
Под интеллектуальной готовностью понимается готовность к учебно-познавательной деятельности, которая подразумевает минимальный необходимый уровень знаний, умений и навыков, а также психологические процессы познания, позволяющие воспринимать, обрабатывать, воспроизводить и интерпретировать учебную информацию. Процесс дистанционного обучения студентов реализуется в несколько этапов.
Первый этап учебно-познавательного процесса предполагает восприятие учебной информации, эффективность которого связана со способом преподнесения материала через компьютерные средства обучения. На сегодняшний день большинство электронных курсов рассчитано на визуалов (людей, воспринимающих значительную часть информации через зрительные органы). Для учёта всех особенностей человеческого восприятия необходимо преподносить учебный материал в комбинированном виде: наличие статической (иллюстрации, графики, таблицы, чертежи, схемы и т.д.) и динамической (видео, анимация) графики, озвучивание отображаемых процессов, выделение значимо-важной текстовой информации с помощью цвета и шрифта. Чередование способов представления учебной информации обеспечивает выверенное распределение внимания, «уменьшает эффект «разбегания глаз», снижает возможные отвлечения от работы с электронным учебником» [1, с. 123].
Следующий этап познавательного процесса связан с отражением человеком сущности познаваемого предмета, т.е. мышлением [7, с. 30]. Учебный материал преобразуется в чувственные ощущения, а затем в мыслительные образы, которыми оперирует студент. Процесс мыслительной деятельности на данном этапе характеризуется планированием, гибкостью, рефлексией (осознанием). В некоторых работах такой тип мышления называют теоретическим [7], а в других критическим [8].
Третий этап приобретение знаний, умений и навыков связан с их усвоением и запоминанием. При организации дистанционного обучения с помощью компьютерных и коммуникационных средств возможно использование приёмов, облегчающих запоминания учебного материала: сосредоточение внимания; отслеживание смысла; распределение времени; упорядочивание; создание ключей для поиска в памяти; повторное изучение; учёт побочных факторов.
Четвёртый этап процесса обучения предполагает воспроизведение студентом знаний и применение усвоенных навыков в практической деятельности. Традиционно теоретические знания слушатель может проявить либо тестированием, либо ответами на контрольные вопросы. Ответы студента на контрольные вопросы предполагают проявление его мыслительной деятельности. Практические умения и навыки в условиях дистанционного удаления субъектов процесса обучения студент имеет возможность проявить при выполнении практического задания (или его промежуточного этапа). Поскольку теоретический аспект обучения невозможно отделить от практически, то полагается целесообразным реализация контроля знаний, умений и навыков в комплексе тестовых заданий, контрольных вопросов и практических работ.
Эмоциональная зрелость проявляется в способности контролировать импульсивные реакции и проявлении воли к выполнению определённой работы (например, самообучению), что говорит о важности данного аспекта в условиях дистанционного разделения субъектов процесса обучения. Эмоции, выражающие «…оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них» [6, с. 201], существенно влияют на эффективность процесса обучения. Они могут быть вызваны разными бытовыми обстоятельствами и межличностными отношениями.
Процесс обучения связан преодолением учащимся определённых трудностей: приложение усилий на восприятие учебного материала, его осознание и запоминание, что само по себе требует временных затрат. В условиях дистанционного обучения необходимость приложения усилий на решение учебных задач возрастает при большой доли самостоятельности в обучении. С другой стороны деятельность студента направлена на достижение осознанных им дидактических целей. Ввиду объективных причин (физическое состояние, бытовые проблемы и пр.) учебные цели не всегда соответствуют сиюминутным потребностям и желаниям человека, что порождает внутреннее противоречие. «Действие, совершающееся в условиях такого конфликта внутренне противоречивых тенденций» есть волевое действие [5, с. 630]. Для того, чтобы действие слушателя дистанционных курсов было направлено на достижение учебных задач, главным условием должно быть сознательное регулирование деятельности, при котором процесс самостоятельного обучения приводит к осуществлению дидактических целей.
Причины волевых усилий, проявляемых студентом, определяются внутренними мотивами, которые выступают в качестве побудителей достижения конкретной цели. Выделяются две группы мотивов: 1) познавательные мотивы, проявляющиеся в желании интеллектуальной активности, овладении новыми знаниями и навыками; 2) социальные мотивы, связанные с потребностями человека в общении, оценке со стороны общества. Для эффективности процесса обучения, где главенствующую роль занимает самостоятельная работа, необходима сбалансированность мотивации студента.
В БГАТУ была предпринята попытка использования системы дистанционного обучения Moodle. На сегодняшний момент преподаватели кафедры «Экономической информатики» при поддержке центра информационных технологий БГАТУ разработали несколько электронных курсов для дистанционного обучения, остальные курсы кафедры находятся на стадии разработки. Разработанные курсы с успехом используются при самостоятельной подготовке студентов факультета «предпринимательства и управления» очной формы обучения, а так же для обеспечения непрерывности и интерактивности обучения студентов-заочников.
Электронные курсы представлены согласно модульной системе обучения в виде отдельных блоков, каждый из которых наполнен учебным материалом, элементами контроля знаний (тестовые задания), умений и навыков (практические задания и контрольные вопросы), а так же ссылками на рекомендуемую литературу. Внутри курса организовал глоссарий, представляющий собой базу данных, содержащую совокупность терминов и пояснений к ним. Система автоматически распознаёт слова внутри учебного материала и связывает их с глоссарием в виде гиперссылок.
Изучение учебной информации и выполнение практических заданий регламентировано преподавателем строго определённым промежутком времени и количеством попыток. Каждое выполненное практическое задание преподаватель оценивает и оставляет свои комментарии и рекомендации по выполнению следующего задания, которые слушатели могут просмотреть. Оценивание различных действий студентов может осуществляться по созданным преподавателем шкалам, например, оценивание результатов теста происходит автоматически по десятибалльной шкале, практические задания – зачёт/не зачёт.
В целях определения готовности студентов к дистанционному обучению был так же разработан курс «Психологическая готовность», в котором реализованы психологические тесты, определяющие доминирование тех или иных качеств личности студента. Совокупность результатов тестирования позволяют говорить о степени готовности студента к дистанционному обучению.
Таким образом, система дистанционного обучения Moodle позволяет расширить возможности изучения дисциплин студентами факультета предпринимательства и управления. Однако, следует учитывать существующие при этом недостатки: большая доля самоконтроля и необходимость высокого уровня самоорганизации учащихся и т.д. Поэтому преподаватель, имея возможность опосредованно или непосредственно влиять на процесс дистанционного обучения, должен руководствоваться объективными возможностями слушателей, их заинтересованностью и контролировать выполнение промежуточных учебных задач.
Литература
-
Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. – Москва: «Филинъ», 2003. – 616 с.
-
Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. [и с вступ. ст.] Д.И. Фельдштейна. – Москва: Медунар. пед. акад., 1995, - 209 с.
-
Дьяченко, М.И. Психология высшей школы. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск.: Тесей, 2003. – 352 с.
-
Зинченко, Т.П. Когнитивная и прикладная психология / Т.П. Зинченко – Москва: МОДЭК, 2000 г. – 608 с.
-
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л Рубинштейн – Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
-
Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с.
-
Савельева, Т.М. Теоретическое мышление в непрерывном орразовании человека. / Т.М. Савельева, В.Я. Балагина; под общ. ред. Т.М. Савельевой. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2007. – 176 с.
-
Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн – Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000. – 512 с.
|